Новости Утакаты: Накануне аниме эпоса

от 22 января
{_google_reklama_728x90_}

Заметим, именно общество решило обсудить картину: власть, которая, как ошибочно считается, у нас везде и всюду, от дискуссии разумно устранилась: резко высказалась лишь губернатор Мурманской области Марина Ковтун, но она — глава одного региона, ее административные возможности ограничены и географией, и политической традицией. Ковтун можно понять, конечно, но вряд ли прокат картины в Мурманске сильно повлияет на судьбу фильма и санатории Пятигорска.

Общество стало властью, и обществу «Левиафан» не понравился еще до выхода на широкие экраны: это, кстати, хороший пример социальной энергии, направленной в безусловно мирное русло — очевидно, что борьба развернется и вокруг проката, и всем придется с уже высказанными мнениями считаться. На «Левиафан» написано достаточно разгромных рецензий и не так уж мало хвалебных откликов, чтобы снять любые вопросы о том, есть ли у нас дискуссия. Вот же она.

Запрос, сформулированный в ходе этой дискуссии, довольно прост: мы вообще можем — в кино, литературе (тем более что в России начался Год литературы), живописи — показать положительного героя? Главный герой «Левиафана», не умеющий пальцем о палец ударить, на эту роль, конечно, не годится. Между тем проблема не нова: над «героем нашего времени» бился весь великий XIX век: Петруша Гринев, Печорин, Базаров, Мышкин, Андрей Болконский — следы ровно такой же полемики. А если все-таки мы что-то можем, а? Ну пусть хоть как лесковский Левша? Сегодня старые герои (в том числе и постперестроечные, вроде Данилы Багрова или Саши Белого) мертвы, а новых еще нет.